текстобреды

Всякое разное старое почти потерянное чтобы опять не потерялось.

.............

Года эдак 2004-2006, не помню. Судя по тону и нелепостям, скорее всего писалось для форума ННЦ и журнала "время Нагуаля". Есть некоторые ляпы, впоследствии перепрожитые и осмысленные иначе, но в целом, чисто для архива, пусть себе лежит.

... мост ...



Часть первая

    Начиная исследовать те магические пространства, что приоткрыл нам Карлос Кастанеда, мы, рано или поздно, осознаём, что здесь приходится иметь дело не с рассуждениями, не с ментальными построениями, а с некими состояниями, которые зачастую представляются необычными, непривычными нашему обыденному сознанию. Фактически, всё «учение» дона Хуана построено на овладении, контролировании разного рода состояний и оставляет весьма мало места для построения философских концепций. 
   Ниже будет описан один, случайно «открытый» феномен. Для себя я называю его Мост. Мой друг Гоша называет это состояние Короткий Сон. А, например, Сальвадор Дали описывал некую разновидность этого состояния, как Сон с Ключом в Руке.
    Мост – это такое состояние, когда сознание не спит и не бодрствует. Что-то похожее происходит в просоночном состоянии, но, в отличие от Моста, просоночное состояние меньше контролируемое и более кратковременное. 



Немного истории

    Всё началось со странного видения. Несколько лет назад, ночью, совершенно не желая спать, я улёгся на тахте и попытался воспроизвести давнюю свою фишку с «левитацией». Заключалась она в том, что нужно было расслабиться и, лёжа на спине, представлять, как тело медленно отделяется от той поверхности, на которой лежит, и зависает в воздухе. И хотя повиснуть в воздухе так никогда и не удавалось, но ощущения возникали интересные, что и побуждало периодически всё это повторять.
    В ту ночь это занятие как-то быстро надоело, а в голову вдруг пришло, что хорошо было бы представить себя поднимающегося вверх по какому-то туннелю или трубе. Что я и начал проделывать.
    Сначала дело шло медленно, но потом пришла догадка, что двигаться надо с ускорением, и сразу всё заладилось. В какой-то момент даже стали явственно видны стенки этой «трубы», а вверху, где-то далеко замаячило белесое свечение. Видение становилось всё более чётким, ощущения подъёма вверх и скорости странным образом «уплотнялись». Свет, льющийся сверху, становился ярче и ярче, а сам я, вспоминая всякие легенды о трубах и свете, переполнялся всё большей гордостью за содеянное. В конце концов, настал момент, когда я явственно ощутил, что вот-вот куда-то вырвусь, открою нечто новое, преодолею какой-то рубеж.
    Но в этот миг сверху вдруг образовалась некая светящаяся фигура. Для себя я успел окрестить её – Ангел. Он не был похож на человека или животное, но это и не было что-то абстрактное. Эта фигура чем-то походила на те светящиеся существа из океанских глубин, которые я позднее видел в каком-то фантастическом фильме. Радости моей предела не было. Однако, Ангел, по всей видимости, её не разделял. Неожиданно он лягнул меня пяткой (ну, во всяком случае, мне показалось, что это была именно пятка) в лоб с такой силой, что я вмиг очнулся на тахте, тяжело дыша, слегка испуганный, слегка обалдевший и совершенно изумлённый всем происшедшим…

   Следующий эпизод произошёл некоторое время спустя.
Я к тому времени уже успокоился насчёт труб и ангелов, и пару вечеров старательно массировал точку, о которой у Кастанеды сказано, будто похлопывание по ней помогает сновидению. Я сидел на тахте, прислонившись спиной к стене. Под поясницу и плечи я, для удобства, подкладывал разного размера подушки.
    Когда мне надоело терзать эту точку, я просто спокойно расслабился, не желая ни уснуть, ни подняться и заняться какими-либо делами. Перед закрытыми глазами плавали разные точки и пятна. От нечего делать я стал «цепляться» к ним. То есть, старался удержать какое-нибудь пятно в поле своего зрения. Неожиданно в тёмном пространстве между пятнами образовалась «картинка». Это был узкий проход между домами, за которым виднелся ещё один дом, точнее – окно этого дома. За окном, на подоконнике что-то стояло. Мне захотелось разглядеть, что там было, и я вдруг невольно проник в щель между домами и обнаружил, что на подоконнике стоит кактус. Ясность картинки настолько меня возбудила, что я тут же выскочил из того состояния, в котором находился. На том и кончилось.
    Кстати сказать, позднее я обнаружил в городе этот проход между домами и то окно, где стоял кактус. Только в реальности никакого кактуса за тем окном не было…
    Странно, но только после этого эпизода с кактусом я вдруг вспомнил и осознал, что и в том, первом, «видении», где Ангел колотил меня пяткой, картинка ведь была ясной и устойчивой. То есть, стенки «трубы», свет сверху, да и сам Ангел были поразительно реальными, но тогда я почему-то не придал этому никакого значения. Как бы там ни было, но мой интерес к этому неясному состоянию между сном и бодрствованием подогрели именно эти два эпизода. И не будь хотя бы одного из них, - кто знает, когда бы я ещё обратил внимание на этот феномен.

    Несколько ночей я провёл в бесплодных попытках повторить свои «видения», пока однажды не возникла новая картинка. На этот раз мне пришло в голову попытаться проникнуть в тёмное пространство между теми пятнами, которые плавали перед закрытыми глазами. Почти моментально возникло устойчивое видение. Я увидел небольшую лесную речку, через которую был перекинут деревянный мост. На перилах моста сидели мои старые друзья, с которыми я расстался несколько лет назад и думал, что никогда уже снова не увижусь с ними. Странным было то, что «картинка» до моста была освещена ярким летним солнцем, а сразу за мостом начинались сумерки, и дальше река уходила в непроглядную ночь. Это выглядело так, словно по мосту проходила резкая граница дня и ночи.
У меня было два желания: одно – подойти к друзьям, другое – отправиться по реке в ночь. Какое-то время я колебался, но потом разглядел лодку без вёсел сразу за мостом на реке и невольно перетянул себя в неё. Лодка качнулась и медленно поплыла по реке. Я попал в ночь, а потом в сон…







Методы вхождения

    Насколько удалось выяснить из бесед с теми, кто испытывал это или похожие состояния, методы вхождения в него существуют разные. Возможно, причина в разности психологических типов (визуалы, кинестетики и т.д.). А может быть в том, что, как писал А. Ксендзюк, «индивидуальные особенности энергетической конституции во многом определяют характер личного опыта». Но как бы там ни было, во всех методах можно выделить один принцип. Это – проникновение. То есть, что бы мы ни делали, мы в это состояние проникаем. В чём-то это даже похоже на шаманскую практику проникновения в «нижний мир», куда шаман попадает, проникая в какую-либо дыру, отверстие в земле.
Поскольку лично мне ближе «визуальный» способ вхождения, то начну описание методов именно с него. В этом способе можно выделить два варианта вхождения. Первый я назвал бы «чиста конкретным», другой – «свободный полёт».
    Прежде чем описать их, необходимо сказать пару слов о тех условиях, которые благоприятствуют «вхождению». Во-первых, максимальный комфорт тела. Лежать не обязательно, можно полулежать или даже сидеть. Но не должно быть никаких неудобств для тела. Во-вторых, максимальная расслабленность. Полезно пройтись «лучом внимания» по всему телу, чтобы снять все возможные зажимы. Насчёт дыхания трудно сказать что-то определённое. Ни я сам, ни мои знакомые не экспериментировали с дыханием. Возможно, что существует даже какой-нибудь метод «вхождения» на Мост с помощью дыхания, но у меня нет таких данных. Так что пока могу сказать только то, что дыхание должно быть спокойным и произвольным.

    Первый вариант «вхождения» заключается в том, что вы визуализируете конкретный объект, через который и проникаете в это состояние. В моём случае это сначала была куча самых разнообразных мостов, что вполне естественно, если вспомнить тот эпизод с рекой, что описан выше. Позднее я обнаружил, что годится всё, что угодно, обладающее возможностью входа и выхода (снова аналогии с шаманской «техникой»?). В конце концов, какое-то время я просто представлял некий холм и нелепую дверь на его вершине. Я медленно "подтягивался" к этой двери и, через замочную скважину, заглядывал, а потом проникал в «иные миры».
    В этом способе срабатывает именно принцип проникновения. То есть, происходит своего роде не-делание входа в пространства, о реальном существовании которых вы не особо беспокоитесь. Просто входите и всё! Единственное, я бы рекомендовал избегать входить в «пространства», заведомо лишённые выхода. Например, однажды я забрался в какой-то кувшин. Это было неприятно.

   Прежде чем описать второй способ «вхождения», попробуем провести небольшой опыт. Выберите место, с которого вам открывался бы вид до самого горизонта. Спокойно станьте или сядьте и направьте взгляд на какой-либо предмет, находящийся от вас на расстоянии вытянутой руки. Некоторое время пристально (но без напряжения) смотрите не этот предмет, отмечая те тонкие ощущения, которые возникают в глазах. После этого переведите взгляд на предмет, удалённый от вас на метров десять-двадцать. Точно так же отметьте ощущение в глазах. И, наконец, посмотрите на горизонт, опять-таки отмечая ощущение в глазах.
    Если вы будете внимательны, то без труда обнаружите, что смена фокусировки (а именно благодаря этой смене мы «наводим резкость» на рассматриваемые предметы) сопровождается сменой «ощущений» в глазах. Дон Хуан говорил, что намерение притягивается глазами, а я бы сказал, что Мост может вызываться взглядом.
    После того, как вы отметили для себя разность этих тонких ощущений в глазах, попробуйте ночью воспроизвести эти «взгляды» с закрытыми глазами. Пробуйте «разглядывать» ближний план перед своими глазами, средний, дальний. Никогда не знаешь из-за какого куста выскочит кролик! То бишь, нельзя сказать точно при каком именно «взгляде» выплывет вдруг та ваша картинка, которая станет проводником на Мост.
Кстати сказать, при этом способе вы вскоре можете обнаружить, что смотрим мы из разных «мест», точек… головы! Это обнаружить достаточно просто. Попробуйте «смотреть» из межбровья, например. Или из центра головы. Или из точки расположенной у затылка.
Если у вас затруднения с отслеживанием всех этих тонкостей фокусировки, то попробуйте совсем простую фишку. Просто смотрите в темноте на какой-либо предмет (неважно, что вам его может быть невидно, главное, что вы знаете, что этот предмет там есть и фокусируетесь на него). А теперь медленно закрывайте глаза, удерживая взгляд на месте. Так, словно продолжаете смотреть с закрытыми глазами.
    Таким образом, второй способ заключается в простом «сканировании» разными взглядами того пространства, которое существует перед закрытыми глазами. В какой-то момент ваше внимание привлечёт тот проводник, «уцепившись» за которого, вы сможете проникнуть на Мост.

   А что делать тем, у кого вообще затруднительно происходит любая визуализация? Или тем (оказывается, есть и такие!), у кого вообще при закрывании глаз не возникает никаких пятен или точек, а надвигается полная тьма?
    Один мой друг делает «кувырок через затылок». Метод довольно прост. Впоследствии он легко получается и при обычном, лёжа на спине, положении тела. Но сначала можно попробовать улечься следующим образом. Подберите поверхность, лёжа на которой (на спине) ваша голова слегка свисала бы вниз. Под ноги можно подложить небольшой валик (из свёрнутого одеяла, например). Полностью расслабьтесь, плавно дышите и представляйте, что тело ваше, словно в невесомости, начинает медленно «вытягиваться» через затылок назад и вниз и совершает кувырок в пространстве. Терпеливо «покувыркавшись» таким способом, вы рано или поздно обнаружите себя в необычном состоянии, которое и будет Мост (?).
    Ещё одним способом, который, кстати, может сопровождаться и визуальными эффектами, может стать тот, который был описан в самом начале. То есть, попробуйте представить себя поднимающимся вверх по какой-то трубе или туннелю. Если вам не нравится подниматься вверх, можете попробовать двигаться вперёд или назад. Главное – воспроизвести ощущение движения, а потом, в нужный момент, куда-нибудь проникнуть. Чем именно будет это «куда-нибудь» сказать трудно. Зависит от ваших склонностей и предпочтений.
Здесь же возникает интересный вопрос: А почему именно труба или туннель? Признаюсь честно – не знаю. Возможно, это какой-то древний архетип. В конце концов, и в этот мир мы изначально проникаем через, своего рода, туннель…

    Стоит упомянуть и ещё об одном способе. Он требует большего терпения, но зато «визуализации» просто сами собой накатывают на вас. Способ этот я бы назвал «утомлённый грибами».
    Кому приходилось хоть однажды долго заниматься поиском грибов в лесу (не собиранием, а именно поиском, и чем дольше этот поиск – тем лучше!), тот неизбежно сталкивался с этим. Если вы походите по лесу достаточное время, отыскивая грибы, то вечером, перед вашими закрытыми глазами станут проплывать сухие листья, трава, ветви, короче говоря, те места, которые вы внимательно исследовали в поисках добычи. Картинки эти довольно навязчивы и даже могут вызывать неприятные ощущения. Но если не пытаться от них избавиться, а расслабиться и дать им плавно протекать, стараясь не впасть в сон, а как можно дольше удержать дремотное состояние, то вполне можно очутиться на Мосту (?).
    Говорят, подобный эффект возникает и после игры в некоторые компьютерные игры. Но тут я ничего не могу сказать – не пробовал. Зато могу сказать, что долгая прогулка по берегу моря, с внимательным разглядыванием песка и камней под ногами, даёт хороший эффект.
    Кстати, хотя Кастанеда ничего и не говорил об этом состоянии, но у него мы встречаем одно «упражнение», где нужно было разглядывать узоры из сухих листьев, а потом попытаться найти их в сновидении. Это тоже работает.






Результаты

    Вот. Вот он тот вопрос, что бьёт наповал. Вопрос простой: ну, и что??? Ну, и что, что я попаду на какой-то там Мост? Какая польза в том с точки зрения мирового нагуализма?
Вариантов ответа здесь несколько. Самый хороший: А я не знаю! Остальные варианты похуже. Ну, например, сможете вдоволь насмотреться на «иные миры» и прочих летающих пуделей. А если серьёзно, то мне трудно сказать по этому поводу что-то однозначное. Опираясь на свой скромный опыт, могу утверждать, что в результате этих прогулок по Мосту изменяется качество сновидений. Нет, не контролируемых, не обольщайтесь. Изменяется качество обычных снов. Лично у меня они стали более яркими и «многосерийными». То есть, идут серии снов, которые происходят в тех же местах и с теми же «действующими лицами». Повторяю – сны обычные, не контролируемые. Но в то же время они каким-то образом «обучающие» и имеющие «контакты» с реальностью.
    С Моста можно плавно переходить в контролируемое сновидение. То есть, Мост является одним из способов перехода в сновидение, не теряя осознанности. Честно говоря, поскольку я не сновидящий, то мало уделял времени этим переходам. Лично меня больше интересовало само это состояние между сном и бодрствованием. А оно стоит внимания! Попробую привести пару доводов в защиту своего утверждения.
    Во-первых, это состояние является своего рода тренировкой по фиксации точки сборки. Я не утверждаю, что точка сборки осуществляет в этом состоянии какое-то большое движение. Но она, безусловно, сдвигается. И вам приходится прилагать определённые усилия, чтобы удержать её в новом положении. Тут-то вам и вспомнятся такие понятия, как равновесие и гармония.
    Действительно, пребывание на мосту требует определённого равновесия. Чуть вправо-влево, и вы либо погружаетесь в сон, либо очень бодро возвращаетесь в реальность. Кроме того, в этом состоянии вы лучше начнёте ощущать разницу между желанием и намерением. И вы научитесь быть плавными, дамы и господа. Плавными
    А если умудриться стать ну очень уж плавным, то можно даже заглянуть с Моста в реал. Мне, например, однажды удалось разглядеть Гошу, трудящегося на субботнике. Правда, в таких «опытах» очень уж нужно ощущать разницу между желанием и намерением.
Кроме того, если у вас появится интерес к Мосту, то рано или поздно состояние это начнёт проникать и в реал. Например, весьма интересно пробовать разглядывать повседневный мир так, словно вы на мосту, впитывая и проникая в ощущения, которые «исходят» от окружающих вас предметов, людей, пейзажей.
    При определённом опыте овладения этим состоянием, вы научитесь входить в него на непродолжительное время и в течении дня. Кроме хорошего отдыха, такие вхождения могут принести и некоторые «сюрпризы».







Часть вторая

Нелицеприятное лицезрение


    В тот день я был слегка взвинчен. Было много работы. Плюс к этому, - неприятные новости о близких людях. Ну, прямо понедельник тебе!
    В какой-то момент я решил отдохнуть, отойти на Мост. Ну, хотя бы пока одна песня, которая мне нравилась, на компакте доиграет. Так и сделал. Откатился в кресле от стола и расслабился.
    На Мост не то что вышел, а буквально вылетел. То есть, практически моментально.
С Моста можно двигаться в разные стороны. А можно просто «повиснуть», парить туда, куда вынесет. Обычно, если я выхожу с целью отдохнуть, то перехожу именно в такое состояние парения. И пусть его несёт…
    Однако в тот день почему-то решил забраться «поглубже». Ну, есть там некие «зоны», которые обычно маячат тёмными пятнами, и лезть в них почему-то особого желания не возникает. А тогда, вот, возникло. Я стал «подтягиваться» к тёмной области, пытаясь в неё проникнуть. Но тут она сама надвинулась на меня. То есть, было такое ощущение, словно с «моста» я моментально попал в некую иную «область». Новое состояние не было пугающим, но было каким-то неуютным, что ли. А хуже всего, что прямо на меня плавно двигалась бесконечная череда каких-то «ядер» приглушённого оранжевого цвета. Их движение вызывало тошноту. Но не ту, которая бывает от пищевого отравления. Скорее тошнота эта была похожа на ту, которая случалась в детстве от «передозировки» качелями или каруселью. Я бы сказал, что это была не тошнота желудка, а тошнота всего тела. Некая «вестибулярная» тошнота. Ну, не знаю, как объяснить понятнее.
    Как только я увидел эти ядра или шары и почувствовал тошноту, я почти моментально откуда-то узнал, что это – накатывающая сила. Ирония же ситуации была в том, что я никогда не обращал особого внимания в книгах Кастанеды на описание этой силы. И если когда-нибудь и думал о накатывающей силе, то разве что в тот момент, когда о ней читал. И не более того. Ну, не интересовал меня сей феномен. Равно как и большинство «картинок» видения, описываемых Кастанедой. Так что моё «знание» о том, что я лицезрю накатывающую силу меня даже удивило. Но удивление пришло потом, когда я с Моста убрался. А в тот момент меня ничего не удивляло, а только любопытно было. И я решил стойко держаться. Несмотря на тошноту и некий дискомфорт, неуютность и «опустошительность» всего этого зрелища.
    Вскоре я обнаружил, что эти накатывающиеся на меня «шары» не одиноки, - здесь же присутствовали и какие-то «кольца». Постараюсь описать картинку подробнее.

Какого это всё было размера - сказать затрудняюсь. У Кастанеды говорится, что всё это безобразие должно быть вроде бы как в рост человека. Но я не могу этого утверждать достоверно. По ощущениям, вроде бы да, - оно было как-то пропорционально мне. Но откуда мне знать, что я из себя там представлял? Может одна только голова была. Или глаза с ушами. Или ещё чего похуже.
    Пространство, в котором всё это происходило, было похоже на сильно сплющенную к краям трубу. Этакий своеобразный туннель, центральная часть которого – та, по которой и катились эти «шары», - была объёмной, почти круглой. А края туннеля «сплющивались».
Туннель был покрыт каким-то живым полумраком. Говорю «покрыт», потому что действительно было ощущение наличия у этого туннеля неких стенок, которые, казалось, состояли из такого бесчисленного количества цветных пятен, нитей и каких-то «клочков», что всё это, смешиваясь в одну кучу, давало своеобразный эффект. Я бы сказал, что эта «смесь» была буро-фиолетово-чёрной, - что-то похожее случается, если смешать вместе краски разных цветов. Но поскольку здесь была смесь не красок, а света, то и возникало ощущение «живого» полумрака. А может быть, это я сейчас так интерпретирую…
    Итак, я заметил, что кроме «шаров» здесь присутствуют ещё и какие-то дымчатые «кольца». Их цвет был фиолетовый, с уклоном в красную или, скорее, розовую сторону. Они были диаметром больше, чем «шары». Получалось, что «шары» могли свободно проходить сквозь «кольца». Кольца были несколько ярче шаров, но в то же время не такими плотными. Всё это бесконечной чередой «текло» на меня откуда-то из глубины «туннеля».
    Было неясно, - то ли «шары» двигались совместно с «кольцами», помещаясь внутри них, то ли эти формы представляли собой два отдельных потока, только движущихся по одной траектории. А когда я пытался как-то сильнее сосредоточиться, чтобы разобраться в их движении, видение начинало «мерцать» и терять свою ясность. Получалось, что я могу видеть либо «шары», каким-то образом зная при этом, что есть ещё и «кольца», либо смотреть на «кольца», зная о наличии ещё и «шаров». В конце концов, какая-то часть меня выбрала созерцать «кольца».
    Моё тело ритмично и почти незаметно «покачивалось». Написал в кавычках, так как не представляю, каким образом оно умудрялось это делать в полулежащем, расслабленном положении. Но ощущение было именно такое. Возможно, я на это не обратил бы внимания, но каждый «качок» тела совпадал с накатом очередного «кольца-шара». Поэтому и запомнилось.

   Звукового сопровождения никакого не было. Во всяком случае, в привычном для меня варианте. Было ощущение какого-то «уханья». Но оно было не столько звуковым, сколько относилось к какому-то внутреннему «звуку в теле», - не знаю, как это понятнее описать. Ну, словно я «сглатывал» что-то очень большое.
    Никаких ударов по "кокону" не ощущалось. И ничто вроде бы не пыталось расколоть мой кокон через просвет. Было только ощущение тошноты и какая-то обессиленность.


    Как уже упоминалось выше, я никогда особо не задумывался о накатывающей силе. Однако в тот момент я откуда-то знал о ней всё. Но беда в том, что знание это рассеялось, как дым, после моего выхода с Моста. Впрочем, об этом я скажу несколько слов позднее. А сейчас хочу отметить только один момент. Позднее я, конечно, перечитал всё, что у Кастанеды сказано по этому поводу. Кстати, не знаю почему, но перечитал не в тот же день. И даже не на следующий. Позднее.
    Дон Хуан разъяснял Карлосу два аспекта накатывающеё силы, - опрокидывающий и кольцевой. Объяснял он и разницу между ними, подчёркивая в то же время, что это одна сила.
    В моём, с позволения сказать, видении я не ощущал этой разницы остро. Просто, как уже было сказано, какая-то часть меня выбрала смотреть на «кольца». Но сила была одна! И это было восхитительно (хотя никаких восторгов в тот момент не было). Это было состояние, словно в один момент сказано и «да» и «нет». Состояние какой-то полноты. Для красного словца можно было бы сказать, что я тогда находился в том магическом моменте умирания, когда, по словам дона Хуана, любое человеческое существо входит на одно мгновение в третье внимание, чтобы потом развеяться в прах. Но это была бы неправда. Я знал, что я не умру. Однако полнота восприятия была колоссальной. Бледное подобие этой полноты можно испытать, сидя на берегу океана и, остановив мысли, созерцая прибой. Или, нечто подобное, ощущалось мне, когда я однажды почувствовал движение Земли… Не знаю… Всё это такие предвечные, глобальные силы, что говорить о них, пожалуй, не имеет смысла. Слова здесь бессильны.

   Затрудняюсь сказать, что конкретно меня выкинуло с Моста. Внешне это было так, словно кончилась та песня, и я автоматически вышел из того состояния, в котором находился. И это было странно. По моим ощущениям, я пробыл «там» никак не менее двадцати-тридцати минут, что никак не укладывалось в размер песни.
    Я подскочил к проигрывателю, нажал кнопку, чтобы повторилась песня, и уселся обратно в кресло. Куда там! За то время, что она звучала, я даже расслабиться нормально не успел. А моё «знание» о накатывающей силе понемногу развеивалось, как тогда казалось, безвозвратно. Те, кто имел опыт проникновения в подобные состояния, поймут, о чём я. Та полнота, то знание (назвать это информацией было бы неправильно), которые обрушиваются на вас в подобных состояниях, слишком безмолвны, чтобы сохранить свою целостность после выхода «оттуда» и погружения в мир обычных реагирований и привычных описаний. Трудно найти аналогию этой потери. Что-то бледно похожее случается, когда видишь очень реальный, яркий сон с множеством ощущений, а потом просыпаешься, и всё это постепенно исчезает. И чем сильнее я старался удержать хотя бы отзвуки того «знания», тем скорее оно таяло. Но больше всего меня в тот момент поразило временнОе несоответствие. Мой внутренний хронометр никак не хотел совпадать с внешним. То есть, я никак не мог бы успеть пережить всё это за то время, пока длилась песня.

    Несколько пользительных выводов после этого, с позволения сказать, опыта.
Сначала немного о физических последствиях. Особенного ничего не случилось. Но несколько месяцев после этого случая периодически возникал не совсем понятный феномен. Иногда, без всякой видимой причины, накатывала тошнота. Точно та же, - не желудочная. Чаще это случалось после питья кофе. Но не в обязательном порядке. То есть, после кофе она могла возникнуть, а могла и нет. Возникала она и сама по себе, без всякой связи с едой или пищей. Приступы этой тошноты длились не особо долго, - где-то в течение получаса. Но были очень изнуряющими, - помимо дискомфорта от самого факта поташнивания, возникал такой резкий упадок сил, что нужно было присесть или даже прилечь.
    К счастью, вскоре после того как этот феномен проявился, я случайно нашёл способ его облегчить и сократить время действия. Когда очередной приступ застал меня в кафе, где я только-только сделал заказ, что-то дёрнуло меня попросить официантку принести бутылку минералки. Вода подействовала, как бальзам. Правда, выпить её пришлось немало. Вода не то чтобы совсем сбивала тошноту, но делала приступ короче по времени и не таким изматывающим. Спустя несколько месяцев приступы пропали совсем.

   Ну, а теперь последствия иного рода.
Во-первых, всё пережитое заставило меня внимательнее относится ко всему, что написано у Кастанеды. Я даже взялся его в очередной раз всего перечитать. И не жалею об этом!
Во-вторых, несмотря на то, что «знание», которое было тогда, развеялось, я уверен, что оно осталось где-то… в теле. Оно не проявляет себя явно, но его присутствие каким-то образом изменяет мой «взгляд на мир». Я ощущаю это. Впрочем, это, опять-таки, не будет новостью для тех, кто переживал подобные состояния. Все они, несмотря на то, что тяжело поддаются описанию, оставляют свой след, неуклонно изменяя нечто в нас самих.
    В-третьих, после этого случая моё внимание стали привлекать те «зоны», те тёмные области Моста, которые ранее почему-то игнорировались. Не скажу, что сейчас я только тем и занимаюсь, что шныряю в них. Но теперь они меня интересуют, а ранее просто как-то не замечались.
    В-четвертых, я уверен, что это не было обычным глюком. Эта уверенность базируется на том, что это «видение» было комплексным, что ли. То есть, созерцание шаров и колец само по себе, без сопутствующих ощущений и знаний, разумеется, ничего не значило бы. Видал я вещи и покруче, и позанятнее, и покрасивее. Тут важна не сама «картинка», а состояние. И вообще, я лишний раз убедился, что видение очень мало связано со зрением. Впрочем, не думаю, что в этом пункте я для кого-нибудь Америку открыл. Мне кажется, что и у Кастанеды где-то об этом было сказано. Но одно дело читать об этом, а другое – пережить…
    В-пятых, всё это ещё больше прояснило для меня, почему видение большинства «феноменов» доступно только в состоянии сновидения, на что неоднократно указывал Кастанеда. А заодно ещё больше укрепило лично меня во мнении, что сам термин – сновидение, - не особо удачный. Но заменить его чем-то более подходящим, увы, не вижу возможности. Всё, что хотя бы немного подходило бы для этого, например, Изменённое Состояние Сознания, - либо слишком расплывчато, либо окрашено уже определённым оттенком. Остаётся пользоваться тем термином, который ввел Кастанеда, имея в виду, что речь идёт вообще-то не о разглядывании снов и даже (о, ужас!):) не об осознанности во снах.
    В-шестых, я намеренно выделил курсивом вот эту фразу: какая-то часть меня. Теперь не стану касаться этого пункта подробно, так как это тема для большого «разговора», который начинать сейчас я не имею возможности. Нет ни достаточного количества данных, ни должного опыта, ни слов. Осмелюсь только лишний раз обратить ваше внимание на то, что в некоторых случаях выбор делается не нами. Есть некая часть нас, которая его делает. Думается каждый, и возможно даже неоднократно, сталкивался с этим явлением. Но, как правило, мы не уделяем этому внимания, относя его на счёт бессознательных реакций. Мне думается, это не совсем так.
    И, наконец, последнее. Мы действительно живём в таинственном мире. И все наши о нём суждения, все формулы, все наши описания, - не более чем слова песни, начертанные прутиком на песке побережья. В ветреный день. Перед самым приливом…






Часть третья

Экспликация бонифациев

    Вероятно, всё, что случается, имеет какую-то свою закономерность, не всегда нам понятную. Любые события, происходящие с нами, куда-то обращены.
    Признаюсь, мне не очень-то хотелось вообще писать о Мосте, а ещё менее хотелось делать это так, как требовал редактор раздела. Первый мой вариант «статьи» редактор забраковала, и захотела, чтобы всё было расписано максимально подробно, а не «ощущательно». Именно поэтому пришлось писать не одну, а три части.
Но во всём есть и свои хорошие, светлые стороны:). Направив свои усилия на «расчленение» той цельности, которую представляет из себя Мост, я обнаружил одну забавную «вещь». Вот о ней и речь.

    Итак, «заходя» на Мост, мы погружаемся в некое иное, изменённое состояние сознания. Если рассуждать в терминах ДХ, то я бы сказал, что наша ТС смещается в иное положение и начинает «цеплять» какие-то другие потоки эманаций. Я попытался как-то «проконтролировать» этот процесс, и вот что мне удалось отследить.
    Во-первых, «растерянность» тоналя. Он привык оперировать впечатлениями, приходящими к нам из внешнего мира. Умеет он «пребывать» и в наших внутренних переживаниях. Но здесь он приходит в замешательство. Внутренних переживаний нет (если вы пытаетесь выйти на Мост в состоянии озабоченности, возбуждённости или имея перед собой конкретную цель, можно не тратить понапрасну время – ничего не получится). Внешних впечатлений тоже нет. А те «картинки», которые поступают (при визуальном погружении) из непонятно откуда, он отказывается воспринимать всерьёз. Он отлично знает, что перед закрытыми глазами быть ничего не может! Единственное, доступное ему состояние, когда что-то «видится» с закрытыми глазами – это сон. Вот в него-то тональ и стремится погрузиться. А поскольку мы не даём ему этого сделать, то он старается перейти в бодрствующее состояние. При этом, он, похоже, начинает задействовать даже больше энергии, чем требуется. Потому что, как я отмечал, если не удаётся удержать равновесие и вернуться в бодрствование, то чувствуется такой прилив сил, словно ты уже выспался, - можешь подниматься и делать какую-нибудь работу. Правда, это ненадолго.
    Другой вариант – провалиться в сон, происходит незаметно. Но если нам удаётся удержать это тонкое равновесие между сном и явью,  п р о д л и т ь  его, то мы попадаем в новое состояние.

    Во-вторых, вытекающее из во-первых.
Поскольку тоналю незнакомо это новое состояние, то он отказывается от попыток его полноценно контролировать. Он, конечно, старается втюхнуть туда привычные схемы и описания, но не делает это навязчиво. Впрочем, если дать ему шанс… Попробую так объяснить.
Наша ТС сместилась и мы удерживаем её в этом новом положении.(как мы это делаем, я здесь не берусь рассматривать, это вопрос отдельный.) Иными словами, мы «контролируем» её положение. Но если мы чуть-чуть ослабим свой «контроль», тональ берёт верх, начинает своё обычное словоблудие и мы благополучно «прыгаем» с Моста в явь или сон.

    В-третьих, выползающее из двух предыдущих.
Поскольку состояние, в котором мы пребываем, - новое, то и восприятие изменяется.
На Мосту восприятие происходит в виде неких «блоков смыслов и образов». Я затрудняюсь описать это внятно. Подозреваю, что это и невозможно. Эти «блоки смыслов и образов» являются своего рода «пучками знаний». Видите, как коряво приходится излагаться?:)
    Нечто похожее происходит и при обычном восприятии и мышлении. Мы ведь не мыслим отдельными словами или предложениями. Здесь тоже идут некие «блоки», пучки. Но на Мосту эти «блоки» несравненно более объёмные и, я бы сказал, абстрактные. А главное, их нет нужды «раскручивать», делать линейными, что ли. Можно дать очень слабую аналогию (и не совсем верную) с кинофильмом. Чтобы узнать о чём фильм, узнать его, так сказать, идею, нам нужно его просмотреть, прокрутить киноленту. На Мосту же этого делать не нужно. Мы воспринимаем сразу всю бобину с фильмом. И даже более того.
    Собственно, эта третья часть моих неуклюжих объяснений и понадобилась, чтобы попытаться проиллюстрировать этот момент.
    Ниже будет приведён некий текст. Он представляет собой «раскрутку» одного из «блоков» с Моста. Что интересно, «блоки» эти можно «раскручивать» посредством не только текстов, но и музыки, живописи. То есть, здесь мы снова возвращаемся к творчеству и его, с позволения сказать, «истокам».
Впрочем, я пока что прервусь, и выложу сам текст.


(Оранжевый Велосипедhttps://stasas.blogspot.com.es/p/blog-page_89.html  )


    Этот текст – что-то типа иллюстрации, «размотки» одного из «блока смыслов и ощущений» с Моста. Надо сказать, что иллюстрация эта очень бедная и блеклая. Там всё было объёмнее, но… бессловеснее, увы.
    Немного о том, как этот текст «родился».
Прошлой (кажется) осенью я был в небольшом курортном городке. Несмотря на то, что городок этот, действительно, не забит барами и прочими увеселениями, летом там всегда полно народу. Зато осенью – рай. Остаются лишь немцы пенсионного возраста, да художники наезжают. Можно просто оттягиваться там, не толкаясь в толпе и не опасаясь встретить знакомых. Впрочем, с последними не всегда так безоблачно. Той осенью, например, там устроили какой-то свой сейшн фотографы, так что пришлось и пообщаться.
Но в остальном – полный покой.
    Я снял домик на самом краю городка и занимался ничегонеделанием. То есть, бродил у моря, по дюнам, даже грибов в лесу собрал.
Где-то на третью ночь «случился» выход на Мост. Визуально он начался с того, что я «проник» на какую-то вечернюю улицу какого-то городка. А дальше… А вот дальше описать никогда невозможно. Я там выше назвал это, помимо «блоки смыслов и ощущений» ещё и «пучками знания». Думаю, это не так уж и неточно. Потому что, то, что ты там «получаешь» остаётся не только на уровне каких-то абстракций, но и меняет в чём-то твоё отношение к миру, ты начинаешь действовать в соответствии с «этим».
    Короче говоря, было нечто. Словами необъяснимое. Но так уж устроен человек, что он пытается всё объяснять. А я, к тому же, уже был «загружен» необходимостью чего-нибудь написать о Мосте. Сильно я этим не напрягался, но задача эта, видимо, где-то плотно застряла в глубине.
    Последующие дни я пребывал в настроении того, что было на Мосту. Не в состоянии. О «состоянии Моста» в реале – разговор отдельный.
    Не помню точно в какой день это случилось. Я взял напрокат велосипед и, как настоящий курортник, катался взад и вперёд по городку и окрестностям. В какой-то момент я заехал на мол, где швартовались всякие водоплавающие механизмы. Немного проехав, остановился у одной огромной яхты, на борту которой было написано её название – «Форелли».
    И тут что-то во мне вздёрнулось, и я вдруг увидел «бобину с фильмом». То есть, то, что было на Мосту, вдруг упростилось, в чём-то потеряло свой объём, но приобрело способность выражаться в словах (а может быть ЗА ними). Разумеется, бобину эту нужно было ещё «размотать», дать ей форму. Чем я и занялся. В результате чего и появился этот текст.
    Сначала он меня разочаровал. В нём нет того объёма, что был «там». Но потом я решил, что в качестве иллюстрации, он совсем может сойти. Тем более что позволяет задать некоторые вопросы. Но о них в другой раз.



 

 
 
 

1 комментарий: